СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ

Ранняя помощь оказывается семьям, воспитывающим детей с ограничениями жизнедеятельности или риском появления таких ограничений в возрасте с 0 до 3 лет следующих категорий:

  • дети-инвалиды в возрасте от рождения до трех лет;
  • дети в возрасте от рождения до трех лет, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
  • дети в возрасте от рождения до трех лет, воспитывающиеся в государственных (муниципальных) учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • дети в возрасте от рождения до трех лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые выявлены организациями социального обслуживания, помощи семье и детям;
  • дети в возрасте от рождения до трех лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.

      Ранняя помощь детям и их семьям –  комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям, и направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

     Команда специалистов Службы ранней помощи:

  • Руководитель Службы ранней помощи;
  • Администратор Службы ранней помощи;
  • Учитель-логопед;
  • Учитель – дефектолог;
  • Врач – педиатр

    Как попасть в Службу ранней помощи на первичный приём?

Запись на первичный приём в Службу ранней помощи осуществляется по телефону: 8(4852)-56-95-48. 

  Адрес электронный почты: yardou130.yaroslavl@yarregion.ru  по адресу:Ярославль,улица Елены Колесовой, дом 64 

Время записи: понедельник и пятница с 9.00 до 12.30, с 13.30 до 16.30

Первичный приём проводится по предварительной договоренности с родителями.

В Службе ранней помощи проводятся следующие мероприятия:

Первичный прием

          При обращении в Службу ранней помощи, и ознакомительной беседы, с семьей согласовывается дата первичного приема .Прием проводят два специалиста нашей службы, которые в ходе беседы с родителями и игры с ребенком проведут скрининги, а также оценят навыки игры и взаимодействия. Обсудят дальнейшую схему получения услуг Службы.

          На первичном приеме проходит сбор и анализ информации об условиях жизни семьи и ребенка; анализ медицинской документации; оценка развития ребенка, выявление ограничений жизнедеятельности ребенка, определение ресурсных возможностей ребенка и семьи.

     Задача первичного приема – определить нуждаемость семьи в услугах ранней помощи и выдать семье  консультационное заключение. По итогам первичного приема семья получает заключение, согласно которому ребенка либо зачисляют в программу службы, либо даются общие рекомендации, и родители самостоятельно их используют.

Углубленная оценка

     Цель проведения углубленной оценки – выявить четкие параметры, на которые надо ориентироваться при составлении индивидуальной программы семье и ребенку. Углубленную оценку проводят узкие специалисты по современным методикам.

На основе анализа проблем и потребностей семьи и ребенка, междисциплинарной командой специалистов службы составляется программа помощи. В программе определяются формы, методы и сроки работы с семьей и ребенком. В процессе выполнения, в программу могут вноситься коррективы, которые также определяются междисциплинарной командой специалистов на основе анализа динамики изменений в состоянии ребенка и семьи, происшедших в результате работы.

В случае отказа родителей от услуг службы ранней помощи, специалистами службы могут быть даны рекомендации родителям по дальнейшей работе с ребенком. В любом случае, за семьей оставляется право повторного обращения в службу ранней помощи.

 Составление индивидуальной программы ранней помощи

   Программа составляется на срок 6 месяцев. Четко формируются цели программы, как для ребенка, так и для родителя (законного представителя), а также даются рекомендации по созданию среды. Родители с ребенком приезжают в службу на обучающее занятие, согласно установленному графику. Выбираются формы работ: индивидуальная или групповая, очные, дистанционные.

Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни в естественных жизненных ситуациях. А именно:

· Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)

· Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);

· Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);

· Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);

· Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).

 Индивидуальные программы ранней помощи носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами.

 Основной целью обучающих занятий является возможность для родителей приобрести необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей.

      Программы ранней помощи предназначены для всех семей с детьми, имеющими риск отставания или нарушения в развитии. Иногда с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов в его развитии. Часто это касается детей, которым сразу после рождения был поставлен диагноз (например, синдром Дауна), детей, родившихся недоношенными, с малой массой тела, или детей, которые были прооперированы сразу же после рождения. Даже до того, как ребенок будет выписан домой из больницы, родители могут нуждаться в консультации специалистов по ранней помощи о том, как развивать ребенка. Некоторые дети могут появиться на свет без каких-либо проблем, но их развитие может происходить медленнее, чем у остальных детей, или отличаться от типичных образцов развития.

     Таким образом, в Службе ранней помощи осуществляется психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью максимально нормализовать жизнь семьи с ребенком с особенностями в развитии, помочь родителям почувствовать себя уверенней в общении и воспитании ребенка.

Услуги Службы ранней помощи оказываются БЕСПЛАТНО.

Перечень услуг службы ранней помощи:

  • определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи;
  • проведение оценочных процедур и разработка индивидуальной программы ранней помощи (далее – ИПРП);

оказание услуг в рамках ИПРП:

  • содействие развитию функционирования ребенка и семьи в  естественных жизненных ситуациях;
  • содействие развитию общения и речи ребенка;
  • содействие развитию мобильности ребенка;
  • содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков;
  • содействие развитию познавательной активности ребенка;
  • психологическое консультирование;
  • поддержка социализации ребенка;
  • проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
  • проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
  • пролонгированное консультирование без составления ИПРП;
  • краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без ИПРП;
  • консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.

 Перечень документов

  • документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей);
  • документы, подтверждающие законное представительство интересов ребенка (сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняющий функции непосредственного ухода за ребенком, его воспитания и развития (воспитатель) действует на основании доверенности на представление интересов ребенка, выданной организацией – опекуном);
  • копию свидетельства о рождении ребенка (предоставляется с предъявлением оригинала);
  • а также при наличии:
    • выписки из истории развития ребенка (форма 112/у);
    • действующей справки, подтверждающей факт наличия инвалидности;
    • копии индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида/ребенка-инвалида (с предоставлением оригинала).

Направление детей в организацию, предоставляющую услуги по ранней помощи

Страница обновлена 01.04.2022