1) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
2) лицо с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
3) Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
4)индивидуальная программа реабилитации (ИПР) или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах;
5) специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ОВЗ;
6)адаптированная образовательная программа (АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
7) нклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
8) психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)- это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной (ДОО/школе) и переводе в коррекционную (ДОО/школу) или обратно.
Порядок оказания образовательной услуги для воспитанников с ОВЗ и инвалидов:
1. Прием на обучение детей с ОВЗ и инвалидов по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (Заключения ПМПК).
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП ДО ДОУ), адаптированная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с определением, данным пунктом 28 статьи 2 Закона об образовании, разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся,
3. Индивидуальные адаптированные программы (АОП) разрабатываются ППК ДОУ в соответствии с АООП ДО ДОУ и рекомендаций,указаных в заключении ПМПК ,а для детей инвалидов и с учетом ИПР После диагностики развития ребенка и/или прохождения им адаптационного периода. Утверждается ППК ДОУ и утверждается приказом руководителя.
4. Обучение детей осуществляется в группах комбинированной направленности
- для детей с нарушениями слуха,
- для детей со сложной структурой дефекта,
- для детей с тяжелыми нарушениями речи
5. Для каждой группы в детском саду состаляется РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на учебный год, с учетом особенностей контингента данной группы.(утверждается педсоветом и утверждается приказом руководителя).
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами ДОУ: педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Доступная среда:
Специально оборудованные учебные кабинеты: Групповые комнаты, залы, учебные кабинеты оборудованы и приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В наличие: кабинеты учителей – дефектолого (сурдопедагогов), кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, кабинет для организации деятельности с использованием ЭСО, ИЗО-студия, музыкально – физкультурный зал.
Дети с инвалидностью и ОВЗ наравне с норма развивающимися воспитанниками групп комбинированной направленности имеют возможность для дополнительного образования в специально оборудованных кабинетах (кабинет учителя-логопеда, педагога-психолога, ИЗО-студия, кабинет для организации деятельности с использованием ЭСО, музыкально-физкультурный зал).
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: Осутствует.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован музыкально – физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурнные досуги, праздники и развлечения. Общая площадь зала – 60 кв.м. В зале имеется стандартное оборудование и детский спортивный инвентарь, который подходит для занятий с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В каждой группе оборудованы физкультурные уголки, способствующие закаливанию, развитию основных физических навыков, профилактики двигательных нарушений, плоскостопия и т.д. На территории детского сада оборудована спортивная площадка, которая может использоваться для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Воспитательно – образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете учреждения, групповых помещениях, кабинетах специалистов и доступна для использования всеми участниками образовательных отношений. В каждом групповом помещении оборудованы детские книжные уголки, где книжные издания находятся на уровне ребенка. Книжные уголки приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации: частично обеспечено.
Специальные условия питания: Питание организовано в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 октября 2020 г. на основании "Примерного 15-ти дневного меню для детей от 1,6 до 7 лет", в соответствии с технологией приготовления пищи, а так же требованиями законодательства в сфере санитарного – эпидемиологического благополучия населения, включая действующие требования и нормативы, установленные нормативно – технической документацией. Рационы горячего питания воспитанников, а также энергетическая ценность, подлежащих приготовлению, указаны в Меню. Организация питания осуществляется согласно контракта с ООО "Комбинат социального питания". Питание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по тем же нормативным документам и регламентам, что и организация питания для воспитанников групп общеразвивающей направленности.
Специальные условия охраны здоровья: Охрана здоровья детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с теми же нормативными документами и регламентами, что и охрана здоровья воспитанников групп общеразвивающей направленности. Согласно ч.2. ст.41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организация охраны здоровья (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. В ДОУ разработана программа здоровья: "Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников". В ДОУ имеется медицинский кабинет, изолятор. Оказание первой доврачебной помощи осуществляет штатная старшая медицинская сестра .
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)
Доступ к информационным системам и информационно – коммуникационным сетям, приспособленным к использованию инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- Официальный сайт Министерства Просвещения РФ
- Федеральный портал "Российское образование"
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Интернет-портал "Культура письменной речи"
Межрегиональная детско-молодежная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи «Мишки» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации запустила проект «Карта возможностей особого ребенка». https://dhsh-megion.hmansy.muzkult.ru/media/2018/12/12/1210085468/Karta_vozmozhnostej_osobogo_rebenka-ilovepdf-compressed.pdf
Карта возможностей особого ребенка (далее – Карта) функционирует на сайте картавозможностей.рф https://dhsh-megion.hmansy.muzkult.ru/media/2018/12/12/1210085468/Karta_vozmozhnostej_osobogo_rebenka-ilovepdf-compressed.pdf и содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), недалеко от места жительства.
Порядок пользования ИКТ ресурсами
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен. Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы отсутствуют.'
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: В ДОУ есть специальные средства обучения, развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы для игры с песком и водой, оборудование для сенсорного развития, ориентировки в пространстве, развития конструктивных и моторных навыков, интеллектуального развития и т.д. Специальные средства обучения приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Материально-этехнические средства (наглядные пособия, ТСО, ЭОС, оборудование, дидактические материалы, учебно-методические пособия): печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.); аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях и т.д); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски и т.д.); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды и т.д.); учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы.ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.); тренажёры и спортивное оборудование (тренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.).
Положение об использовании мультимедийного оборудования
Ссылки на видео- и аудиоролики, разработанные в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»:
https://www.youtube.com/watch?v=KDFIKQMrW2s
https://www.youtube.com/watch?v=zzGrMLrVVdA
https://www.youtube.com/watch?v=S3pYVZhorCc&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=PF7hlrz9yPA&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=XlpbI_nq3jk&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=YrgIXIYmEqI
https://www.youtube.com/watch?v=GDBErFVktaw
https://www.youtube.com/watch?v=ZnJVzqW68cw
https://www.youtube.com/watch?v=q35QgSUdhKo
https://www.youtube.com/watch?v=e4im7OLmv5o
Официальный сайт Министерства Просвещения РФ Федеральный портал "Российское образование" Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Интернет-портал "Культура письменной речи"
Обеспечение доступности образовательного учреждения для инвалидов.
Нашу образовательную организацию посещают и обучаются в ней инвалиды по слуху.
Для них в учреждении созданы условия в соответсвии с Приказом министерства образования и науки РФ от 9.11.2015 года №1309 "Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предостовляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи". На основе Постоновления мэрии города Ярославля от 18.04.2016 года № 524 " об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городе Ярославле на 2016 – 30 годы". С учетом методических рекомендаций для обучения сотрудников по организации деятельности с инвалидами. (Приложение к приказу департамета образования мэрии города Ярославля от 18.01.2015 года № 01-05/25)
В детском саду в сетнябре 2017 года , в соответствии с письмом Департамента образования мэрии города ярославля от 14.08.2017 года № 01-18\5419, разрабатывается Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов
в новой редакции Паспорт разработан в феврале 2021 года и согласован с председателем ЯО ООО"Всероссийское общество инвалидов" (Дзержинского района, города Ярославля). Познакомиться с текстом можно по ссылке.