Образовательная программа ДОУ
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
с 01.09.2023 года все образовательные дошкольные организации перейдут на ноовую образовательную программу.
с 1 сентября 2021 года в ДОУ реализуется Рабочая программа воспитания – раздел ООП ДОУ( редакция 2023 год)
Краткая презентация
Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Задачи Программы:
1. Обеспечение благоприятных условий в ДОУ для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья детей.
2. Способствовать всестороннему развитию детей через интеграцию различных видов детской деятельности.
3. Осуществлять совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.
4. Способствовать взаимодействию детей с ОВЗ с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и коммуникации.
4. Создать в группе атмосферы гуманного, доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их толерантными, общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
5. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи,
6. Способствовать активному участию родителей в совместной с детьми творческой, социально значимой деятельности, направленной на повышение уровня общей и педагогической культуры родителей и педагогов.
Принципы и подходы к формированию программы.
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными образовательными стандартами:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности. Но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Значимые характеристики (для разработки программы и особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста).
Особенностей развития детей раннего
В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.
Особенностей развития детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.
Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.
У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому, что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление. Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере. Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности. Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка — птица, потому что летает, а курица — это не птица, потому что летать не может»).
С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.
В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Ребенок 4—5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд. Для детей 6—8 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию. На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.
Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших. Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию. Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.
Поэтому для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) характерны ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Особенности развития и специфические образовательные потребности детей с ОВЗ .
Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха:
• глухие;
• слабослышащие (тугоухие).
Глухие дети могут реагировать на голос повышенной громкости около уха, но при этом без специального обучения они не понимают слова и фразы. Для глухих детей обязательно использование слухового аппарата или кохлеарного импланта. Однако даже при использовании этих приспособлений глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих. Устная речь у детей самостоятельно не развивается, что обусловливает необходимость систематической коррекционно-развивающей работы по развитию лексической, грамматической и синтаксической сторон речи, слухового восприятия и речевого слуха, формированию произношения. В единстве с формированием словесной речи идет процесс развития познавательной деятельности и развития всех сторон личности ребенка.
Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха (легкую, умеренную, значительную, тяжелую) — от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов, особенно на занятиях, определяется специалистами (врачом-сурдологом и сурдопедагогом). Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако для полноценного развития речи этих детей также требуются специальные коррекционно-развивающие занятия с сурдопедагогом, включающие вышеперечисленные направления слухоречевого развития.
Уровень психического и речевого развития у детей с нарушениями слухового восприятия зависит от степени снижения слуха и времени возникновения этого нарушения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Посещение такими детьми Организации требует создания специальных условий, учитывающих разноуровневую подготовку детей на момент поступления.
Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, педагог должен быть готов к выполнению обязательных правил:
• сотрудничать с сурдопедагогом и родителями ребенка;
• стимулировать полноценное взаимодействие глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;
• соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ребенка с нарушенным слухом; требования к речи взрослого; наличие наглядного и дидактического материала на всех занятиях и в режимных моментах; контроль понимания ребенком заданий и инструкций до их выполнения и т. д.);
• организовать рабочее пространство ребенка с нарушением слуха (проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; подготовить индивидуальные дидактические пособия и т. д.);
• включать глухого/слабослышащего ребенка в обучение на занятии, используя специальные методы, приемы и средства, учитывая возможности ребенка и избегая гиперопеки, не задерживая при этом темп проведения занятия;
• решать ряд задач коррекционной направленности в процессе занятия (стимулировать слухозрительное внимание; исправлять речевые ошибки и закреплять навыки грамматически правильной речи; расширять словарный запас; оказывать специальную помощь при составлении пересказов и т. д.).
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения (целевые ориентиры).
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
· Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Особенности видового разнообразия ДОУ.
В ДОУ функционирует Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
Задачи:
· оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
· оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
· проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;
· обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей). Организация психолого-педагогической помощи родителям (законных представителей) в Консультативном пункте строиться на основе интеграции деятельности специалистов.
Содержание программы определяется
В МДОУ нет национально – культурных, демографических, климатических и других особенностей осуществления образовательного процесса. Группы функционируют в режиме 5 – дневной рабочей недели, с 12 – часовым пребыванием. Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учетом приоритетной деятельности) определено как 60% и 40%. Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.
Основная часть
авторского коллектива: Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой и др.
В ее основу легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской)
- АОП ДО для детей имеющих нарушение слуха (слабослышащих, глухих детей,детей перенесших операцию по кохлеарной операции)
- АОП ДО детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР),
- АОП ДО детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Часть формируемая участниками образовательного процесса
Специфика учреждения в инклюзивном образовании детей инвалидов по слуху и детей со сложным дефектом развития в группах комбинированного вида. В связи с этим коллектив разработал и применяет следующие программы и методические разработки:
1. « Программа сопровождения детей раннего возраста». Авторы составители: педагоги МДОУ д/с № 130.
2. « Программа по инклюзивному образованию и воспитанию слабослышащих детей среднего возраста и слышащих их сверстников в группах комбинированной направленности». Авторы составители: педагоги МДОУ д/с № 130.
3. « Программа по инклюзивному образованию и воспитанию слабослышащих детей старшего дошкольного возраста и слышащих их сверстников в группах комбинированной направленности». Авторы составители: педагоги МДОУ д/с № 130.
4. Рабочая программа воспитания МДОУ "Детскийсад № 130", с Примерным календарным планом основных воспитательных событий на 2022 – 2023 год. авторы составители педегоги д/с. Шустова Н.Ю., Малиновская О.Л., Шабашова Е.Ю., Наумченкова Е.В.
5. «Методические рекомендации по организации воспитания и образования детей раннего возраста в группах комбинированного вида». Авторы составители: педагоги МДОУ д/с № 130.
6. Программа "Здоровье"(редакция 2022 год) по формированию основ здороого образа жизни и организации условий по здоровье сбережению. Авторы педагоги МДОУ дс 130 : Шустова Н.Ю. – старший воспитатель, Буруруева Ю.В., Чеботарева Ю.В., Фролова Ю.В. – воспитатели
Приоритетными направлениями развития стало художественно- эстетическое, для реализации которого используются парциальные программы, развивающие технологии и методические разработки:
1. Парциальная программа: «Цветные ладошки», по художественному творчеству, автор Лыкова И.А.
3. Парциальная программы «Ладушки», музыкальному развитию авторы Коплунова И.А и Новоскольцева И.М.
4. Парциальная программа "Мир без опасности"по формированию культуры личности ребенка автор Лыкова И.А
Организация условий для реализации программы.
Кадры
В детском саду работают специалисты: дефектологи – сурдопедагоги, педагог- психолог, учителя-логопеды, старший воспитатель, музыкальный руководитель.
развивающая предметно – пространственная среда в группах
Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
В детском саду созданы следующие условия для реализации образовательной программы:
Вид помещения, функциональное использование |
Оснащение |
Музыкально – спортивный зал |
- Пианино, - Звуковая система, - Компьютер, Принтер, - Проектор - Дидактические пособия для занятий, музыкальные инструменты и атрибуты для музыкальной деятельности, дидактические игрушки - Подборка меди отеки по лексическим темам; - Оборудование и пособия для организации двигательной активности детей. |
Кабинет интерактивного обучения |
- Интерактивная доска, - Компьютер, (с подборкой занятий на ИД). - Принтер, - Пособия для занятий, |
Прогулочные участки |
- Прогулочные веранды, - Песочница, - Металлические конструкции для организации подвижной деятельности детей. |
Спортивно – игровая площадка |
- Спортивное оборудование, - Полоса препятствий, баскетбольная площадка, - Яма для прыжков в длину. |
Кабинет учителя – дефектолога (сурдопедагога) |
- Рабочее место педагога, - Зона подгрупповых и групповых занятий, - Зона индивидуальных занятий, - Зона хранения игрушек и дидактического сопровождения. |
Комната психологической разгрузки ( рабочее место педагога – психолога) |
- Рабочее место педагога, - Зона психологической разгрузки, - зона индивидуальной и подгрупповой деятельности с воспитанниами, - Зона хранения игрушек и дидактического сопровождения. |
Кабинет учителя – логопеда |
- Рабочее место педагога, - Зона подгрупповых и групповых занятий, - Зона индивидуальных занятий, - Зона хранения игрушек и дидактического сопровождения. |
Методический кабинет
|
- Библиотека педагогической и методической литературы и библиотека периодических изданий- Пособия для занятий - Материалы по обобщенному опыту работы педагогов - Материалы консультаций, семинаров - Иллюстративный материал - Материалы по планированию ВОП - Игрушки для занятий - информационный стенд |