Условия для образования детей с ОВЗ и инвалидов

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. 
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. 
Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. 
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Федеральные документы, регулирующие создание условий для лиц с инвалидностью и особыми потребностями здоровья.

https://bezpregrad.com/dostupnaya-sreda/docs.html

Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

В детском саду создаются условия для детей с ОВЗ и Инвалидностью. Более подробно с ними можно ознакомиться в разделе ДОСТУПНАЯ СРЕДА

 

Порядок оказания образовательной услуги для воспитанников с ОВЗ и инвалидов:

1. Прием на обучение детей с ОВЗ и инвалидов по адаптированной образовательной программе дошкольного образования только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (Заключения ПМПК).

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП ДО ДОУ), адаптированная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с определением, данным пунктом 28 статьи 2 Закона об образовании, разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся,

3. Индивидуальные адаптированные программы (АОП) разрабатываются ППК ДОУ в соответствии с АООП ДО ДОУ и рекомендаций,указаных в заключении ПМПК ,а для детей инвалидов и с учетом ИПР После диагностики развития ребенка и/или прохождения им адаптационного периода. Утверждается ППК ДОУ и утверждается приказом руководителя.

4. Обучение детей осуществляется в группах комбинированной направленности

  • для детей с нарушениями слуха,
  • для детей со сложной структурой дефекта,
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи

5. Для каждой группы в детском саду состаляется РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на учебный год, с учетом особенностей контингента данной группы.(утверждается педсоветом и утверждается приказом руководителя).


Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами ДОУ: педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.


Доступ к информационным системам и информационно – коммуникационным сетям, приспособленным к использованию инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 

Межрегиональная детско-молодежная общественная организация содействия всестороннему развитию личности, патриотическому и нравственному воспитанию детей и молодежи «Мишки» при поддержке Общественной палаты Российской Федерации запустила проект «Карта возможностей особого ребенка». https://dhsh-megion.hmansy.muzkult.ru/media/2018/12/12/1210085468/Karta_vozmozhnostej_osobogo_rebenka-ilovepdf-compressed.pdf

Карта возможностей особого ребенка (далее – Карта) функционирует на сайте картавозможностей.рф https://dhsh-megion.hmansy.muzkult.ru/media/2018/12/12/1210085468/Karta_vozmozhnostej_osobogo_rebenka-ilovepdf-compressed.pdf  и содержит в себе информацию более чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), недалеко от места жительства.

 Порядок пользования ИКТ(просмотр)"/ ресурсами


Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья: Самостоятельный доступ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен. Доступ воспитанников к электронным образовательным ресурсам предусмотрен в рамках образовательной деятельности при непосредственном участии педагогов. Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы отсутствуют.'

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: В ДОУ есть специальные средства обучения, развивающее игровое оборудование, дидактические игры, столы для игры с песком и водой, оборудование для сенсорного развития, ориентировки в пространстве, развития конструктивных и моторных навыков, интеллектуального развития и т.д. Специальные средства обучения приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Материально-этехнические средства (наглядные пособия, ТСО, ЭОС, оборудование, дидактические материалы, учебно-методические пособия): печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.); аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях и т.д); наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски и т.д.); демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды и т.д.); учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы.ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.); тренажёры и спортивное оборудование (тренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.д.).

Положение об использовании мультимедийного оборудования(просмотр)"/


Ссылки на видео- и аудиоролики, разработанные в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»:

https://www.youtube.com/watch?v=KDFIKQMrW2s

 https://www.youtube.com/watch?v=zzGrMLrVVdA

https://www.youtube.com/watch?v=S3pYVZhorCc&feature=youtu.be

 https://www.youtube.com/watch?v=PF7hlrz9yPA&feature=youtu.be

 https://www.youtube.com/watch?v=XlpbI_nq3jk&feature=youtu.be

 https://www.youtube.com/watch?v=YrgIXIYmEqI

 https://www.youtube.com/watch?v=GDBErFVktaw

 https://www.youtube.com/watch?v=ZnJVzqW68cw

 https://www.youtube.com/watch?v=q35QgSUdhKo

 https://www.youtube.com/watch?v=e4im7OLmv5o

Официальный сайт Министерства Просвещения РФ Федеральный портал "Российское образование" Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Интернет-портал "Культура письменной речи"

Страница обновлена 01.03.2022