Добро пожаловать!

                                                                  О себе:

                    Учитель – дефектолог ( сурдопедагог)    Муравьева Алена Юрьевна

          I квалификационная категория ,присвоена в октябре 2014 г.

ОБРАЗОВАНИЕ: Высшее дефектологическое

             Специальность: Специальная дошкольная педагогика и психология.

Общий стаж: 13 лет

Стаж работы в данной образовательной организации: 8 лет

 




Информация для родителей:

Особенности развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста

В ряде исследований показано, что первые годы жизни являются сензитивным периодом развития различных видов восприятия, в том числе и слухового (Л.А. Венгер, Л.Т. Журба, A.B. Запорожец, Е.М. Мастюкова и др.).

Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи.

Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухового опыта.

Уже в течение первого месяца жизни происходит совершенствование слуховой системы и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на голос матери, выделяя его среди других звуков и незнакомых голосов.

На 2-й неделе жизни появляется слуховое сосредоточение (плачущий ребенок умолкает при сильном слуховом раздражителе и прислушивается).

Слуховые реакции ребенка совершенствуются с каждым месяцем жизни.

Слышащий ребенок в возрасте семи-восьми недель, а более отчетливо  с 10--12-й недели поворачивает голову в сторону звукового раздражителя, реагируя, таким образом, как на звучание игрушек, так и на речь. Эта новая реакция на звуковые стимулы связана с возможностью локализации звука в пространстве.

В возрасте трех-шести месяцев ребенок определяет источник звука в пространстве, избирательно и дифференцированно реагирует на него. Способность к различению звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи.

Возраст шести-девяти месяцев характеризуется интенсивным развитием интегративных и сенсорно-ситуационных связей. Важнейшим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, формирование готовности к подражанию речи, расширение диапазона звуковых и интонационных комплексов.

К девяти месяцам ребенок демонстрирует ситуационное понимание обращенной к нему речи, отвечая действиями на словесные инструкции и вопросы. Нормальный лепет, адекватные реакции ребенка на обращения окружающих являются признаком сохранности слуховой функции и развивающегося слухового восприятия речи.

Слуховое восприятие играет решающую роль в развитии лепета, а затем и в фонетической стороне речи, позволяя ребенку воспринимать звучащую речь окружающих и сличать с нею собственное звукопроизношение.

К концу первого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго года и началу третьего малыш обладает способностью различать на слух все звуки речи.

В течение второго и третьего годов жизни ребенка в связи с формированием его речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи.

Считается, что формирование фонематического слуха заканчивается к началу 3-го года жизни. Однако усвоение правильного произношения всех фонем ребенком происходит еще в течение нескольких лет.

Развитие речевого слуха продолжается и в последующие годы, в связи с усвоением значений слов, овладением грамматическими закономерностями, нормами формо- и словообразования .

Несмотря на то, что ребенок сравнительно рано начинает различать на слух основные типы фразовой интонации (просьба, побуждение, вопрос и др.), полное овладение всеми тонкостями интонационного выражения многообразных коммуникативных целей, тончайших оттенков мыслей и чувств продолжается и в школьные годы.

В дошкольном возрасте, в связи с разными видами деятельности, а также в процессе обучения происходит совершенствование других сторон слуховой функции: развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков.

Выводы :

Слуховое восприятие – одна из важнейших форм восприятия--представляет собою чрезвычайно сложный процесс, в результате которого возникают слуховые ощущения и их комплексы, объединяющиеся в слуховой образ.

Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

В младенчестве у ребенка формируются основы фонематического слуха, речевой слух. В раннем детстве интенсивно развивается слуховое восприятие. В этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух. У детей младшего дошкольного возраста формирование слухового восприятия развивается и совершенствуется.

 



Упражнения для детей с нарушением слуха дошкольного возраста.

Целью занятий по развитию слухового восприятия слабослышащими детьми является развитие способности малышей узнавать окружающие звуки. У ребенка происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков: голосов животных, уличного шума, звучания музыкальных инструментов и т.д. Впоследствии это позволит быстрее дифференцировать звуки на такие важные категории, как «речь» и «не речь» и накопить в памяти новые слуховые образы с различным звучанием.

При организации занятий с детьми  дошкольного возраста возраста, нужно учитывать следующие моменты:

- в упражнениях должны присутствовать элементы игры и обучения; 
- для закрепления новых умений и навыков материал следует повторять многократно; 
- задания нужно усложнять постепенно, а уровень сложности должен быть адекватен возрасту ребенка; 
- необходим эмоциональный контакт между ребенком и взрослым; 
- длительность занятий от 5 до 15 минут. 
Примеры некоторых упражнений для детей с нарушением слуха по восприятию неречевых звуков:

Упражнение 1. «Что это звучит?»

Во время прогулки в парке или на детской площадке нужно обращать внимание ребенка на звуки природы: голоса птиц и животных, шаги людей, гудки клаксона автомобиля, шелест листьев и т.п. Таким же образом можно определять звуки и дома: скрип двери, тиканье часов, шум воды в трубах и т.д.. Когда ребенок научится различать эти звуки с опорой на зрение, одновременно слыша звук и видя его источник, предложите определить происхождение звука с закрытыми глазами. Целью этого упражнения является развитие слухового внимания, восприятия на слух различных звуков окружающей действительности.

Упражнение 2. «Пошуршим, постучим».

Игра проводится в помещении и для занятия потребуются различные предметы и материалы – полиэтиленовые пакеты, бумага, ключи, палочки, ложки и др. Ребенок знакомится с различными звуками, которые получаются при манипуляциях с предметами. Взрослый должен пошуршать пакетом, постучать деревянным молоточком, помять и порвать лист бумаги, позвенеть ключами, провести палочкой по батарее, а затем предложить ребенку закрыть глаза и угадать звучащий предмет. Открыв глаза, ребенок должен этот предмет назвать или показать. Цель упражнения – помимо развития слухового внимания, еще и восприятие на слух звуков, издаваемых различными предметами.

Упражнение 3. «Коробочки со звуками»

Насыпать в небольшие непрозрачные баночки или коробочки (например, из-под киндер-сюрпризов) различные крупы: горох, манку, рис, можно также взять соль, макароны, бусинки, мелкие камушки. Коробочек должно быть по 2 каждого вида. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание малыша, а затем предложите найти среди коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество коробочек нужно увеличивать постепенно. Это упражнение учит воспринимать на слух звуки, которые издают различные сыпучие материалы.

Упражнение 4. «Маленькие музыканты».

В занятии используются детские музыкальные инструменты – бубен, дудочка, гармошка, пианино, барабан. Сначала нужно познакомить ребенка с инструментами и научить извлекать из них звуки. Встав за спину ребенка или спрятавшись за ширму, поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Ребенок должен показать нужный инструмент или назвать его словом. Начинать нужно с двух инструментов, постепенно увеличивая их количество.

Упражнение 5. «Один или много звуков».

Взрослый ударяет в барабан или бубен один или несколько раз так, чтобы ребенок это видел и назвал словами или показал на пальчиках, сколько прозвучало ударов – один или много. После того, как ребенок понял задание, можно приступать к различению количества звуков только на слух.

Упражнение 6. «Поиграй».

С помощью детского пианино или ксилофона взрослый извлекает звуки из игрушки так, чтобы ребенок это видел, причем выбираются два звука, резко отличающиеся по тональности. Затем ребенок сам находит на пианино эти звуки, руководствуясь только слухом.

Это упражнение также развивает слуховое внимание и учит определять высоту звука. С этого занятия мы начинаем учить ребенка различать звуки по высоте, постепенно переходя к различению высоты звуков речи.

Упражнение 7. «Громкий и тихий барабан».

Взрослый ударяет в барабан с разной силой, при этом обращая внимание ребенка на разницу в звучании – громко или тихо. Ребенок показывает картинки с изображением большого или маленького барабана. Большой барабан – громкий звук, маленький – тихий. На занятии ребенок учится различать звуки по силе звучания.

Заключение. Это лишь небольшое количество упражнений, которые можно включать в занятия с детьми, имеющими нарушения органов слуха. Заниматься с ребенком нужно систематически, дома и на улице, согласовывая свои действия с рекомендациями сурдопедагога и используя методические материалы. Важно только не переутомлять ребенка, постепенно развивать его способность учиться слушать, а, в дальнейшем, и правильно говорить.

Страница обновлена 25.06.2019